Тюнинг АКПП

Многие фирмы по продаже з/ч для автоматических коробок передач предлагают широкий ассортимент продукции для тюнинга и модернизации АКПП. На различных форумах в интернете также обсуждаются способы самостоятельного тюнинга АКПП. Так что это - тюнинг АКПП и для чего он нужен?

Тюнинг АКПП - это изменение технических характеристик АКПП под индивидуальные требования пользователя. При тюнинге АКПП в основном преследуются следующие цели:

- увеличение надежности АКПП

- устранение заводских недоработок

- подгонка под индивидуальные требования отдельных элементов

- подготовка к тяжелым условиям эксплуатации и спортивным соревнованиям

Известно, что автоматические трансмиссии в целом несовершенны. Практически, это самый сложный и, соответственно, самый ненадежный узел современного автомобиля.

Поэтому производители, пытаясь, улучшить потребительские качества, увеличить КПД, постоянно совершенствуют и изобретают новые конструкции АКПП. Обычно, новая, недавно выпущенная в свет трансмиссия имеет, так называемые, детские болезни. По мере накопления статистики отказов, получаемой от своих дилерских центров, производители устраняют недостатки модели АКПП. Т.е. практически, получается, что покупатели автомобилей с только что разработанными трансмиссиями, за свои деньги являются испытателями новых технологий. Часто производители устраняют большинство проблем, но иногда, признавая бесперспективность конструкции, снимают АКПП с производства, предоставляя «счастливым» автовладельцам самим разбираться с проблемами.

Вот тут на помощь им и приходят производители модернизированных деталей АКПП, с помощью применения которых можно устранить недостатки и даже улучшить работу АКПП. Особенно преуспели в этом фирмы Sonnax и TransGO.

Основные элементы подвергающиеся тюнингу:

1. Гидравлическая система управления

Больше всего пользуются спросом детали для совершенствования работы гидравлических систем управления, в частности, гидроблоков, гидроаккумуляторов для изменения качества переключений передач. Они продаются как отдельными деталями, предназначенными для устранения каких либо конкретных проблем, так и целыми комплектами, предназначенными для решения проблем в комплексе.

Это, например, Reprogramming-kit, Shift-kit, предназначенные для изменения времени и продолжительности момента переключения передач. Zip-kit предназначен для устранения проблем при переключениях, вызванными ошибками при проектировании и производстве АКПП. Performance Pack, Сomprehensive Kit предназначены для устранения заводских недоработок комплексно и тд и тп. В зависимости от целей тюнинга АКПП применяются те или иные комплекты.

Отдельно стоят различные комплекты Shift-kit, Performance Pack, предназначенные для подготовки АКПП к жестким условиям спорта. С помощью этих комплектов, для уменьшения времени переключения, повышают рабочее давление, устанавливают в гидроаккамуляторы и регуляторы давления более жесткие пружины.

2. Железо

Под железом подразумеваются планетарные ряды, шестерни, хабы, обгонные муфты и другие жесткие детали коробки. Эти детали обычно меняют, когда был произведен жесткий тюнинг двигателя, в результате которого была значительно увеличена его мощность. Для передачи увеличенного момента требуются более прочные детали.

Планетарные ряды меняют также, если требуется изменить передаточные числа.

Для увеличения усилия сжатия фрикционных элементов, тормозных лент производиться специальные поршни муфт и сервоприводов увеличенного размера.

3. Фрикционные элементы

Фрикционы и тормозные ленты испытывают в АКПП серьезные нагрузки, и как следствие, часто являются объектом тюнинга. Для увеличения передаваемого момента требуется увеличивать площадь пар трения фрикционных и стальных дисков.

Это достигается увеличением количества дисков в муфтах, за счет уменьшения их толщины, применения дисков с односторонним напылением, увеличением ширины лент. Также применяются более прочные фрикционные материалы, например, кевлар, карбон.

Применяются другие конструкции фрикционных дисков и тормозных лент с целью изменения условий работы этих деталей для повышения надежности и передаваемого момента. Это достигается с помощью специально ориентированных канавок для прохода масла на поверхности фрикционных дисков. С помощью таких канавок можно увеличить ресурс фрикционов или уменьшить время сцепления муфты, для ускорения переключения передач.

4. Гидротрансформатор

При тюнинге гидротрансформатора для обычных условий эксплуатации, в основном подвергаются доработке блокировка трансформатора и устанавливаются, там где это возможно, подшипники качения вместо втулок и упорных шайб.

При серьезном тюнинге АКПП гидротрансформатор обязательно подвергается доработке, так как является главным элементом, формирующим качественную характеристику передачи мощности и крутящего момента. В зависимости от целей тюнинга производиться подбор трансформатора по активному диаметру, подвергается изменению угол выхода лопаток.

Наиболее важной характеристикой ГТ являются обороты Stall test, или стопового режима. В обычном исполнении значения этих оборотов находятся между 2000-3000 об/мин, что является компромиссом между динамикой и КПД. Для достижения максимального разгона требуется, чтобы обороты Stall test были повышены и максимально приближены к рабочему диапазону двигателя, но при этом приходиться жертвовать КПД трансформатора.

Некоторые тюнеры с целью повышения оборотов Stall test увеличивают зазор между насосным и турбинным колесом ГТ, что достаточно просто, но не совсем правильно, так как увеличивается турбулентность потока масла, которая, в свою очередь приводит, к увеличению температуры масла и, соответственно, к неприятным последствиям.

Правильней увеличивать обороты стопового режима изменением угла выхода лопаток колес ГТ, но для этого требуется специальное оборудование.

Кроме того фрикционы блокировки трансформатора меняются на усиленные, кевларовые или карбоновые. Устанавливаются усиленные обгонные муфты и упорные подшипники.

5. Система охлаждения

В процессе работы АКПП температура отдельных узлов может достигать 150-180 градусов по Цельсию, а температура в точке сцепления фрикционных и стальных дисков в момент переключения передач – 400 градусов. Общая рабочая температура АКПП может достигать 130 градусов. Чем выше рабочая температура масла в АКПП, тем меньше ресурс самого масла, пластиковых и резиновых уплотнений.

Поэтому снижение общей температуры АКПП является весьма полезным усовершенствованием, а при тюнинге двигателя просто необходимым делом.

Многочисленные фирмы выпускают установочные комплекты дополнительного охлаждения. Как правило, это радиаторы воздушного охлаждения устанавливаемые последовательно с основным радиатором АКПП. Если тюнингу подвергается внедорожник, эксплуатируемый, в основном, на бездорожье, где в условиях движения с малой скоростью, воздушный поток для охлаждения радиаторов не достаточен, то на радиатор можно установить, специально выпускаемые для этой цели, вентиляторы.

Производительность радиатора следует подбирать так, что бы рабочая температура АКПП не превышала 100 гр. Ниже опускать температуру не имеет смысла, так как многие АКПП начинают корректировать адаптационные коэффициенты только после достижения температуры свыше 65 градусов.

7. Система очистки ATF АКПП

Думаю, что совершенно ясно, как важна чистота смазки для любого механизма. Для АКПП требования к чистоте трансмиссионной жидкости еще выше. В АКПП имеется большое число деталей, в частности, в гидроблоке, которые имеют малые рабочие зазоры. Поэтому наличие продуктов износа в масле приводит к увеличению абразивного износа этих деталей, увеличению зазоров и, как следствие, к неправильной работе гидросистемы.

Многие АКПП имеют сетчатый основной фильтр, который обладает недостаточной очищающей способностью. Поэтому такой элемент тюнинга, как дополнительный фильтр тонкой очистки, устанавливаемый в разрыв трубопроводов системы охлаждения АКПП, будет очень полезен любой автоматической трансмиссии.

8. Поддон картера АКПП

Для АКПП автомобилей, эксплуатирующихся в условиях бездорожья, в условиях движения с большими кренами или при других условиях, когда возможно осушение приемного фильтра и завоздушивание гидросистемы, выпускаются специальные поддоны увеличенного размера, которые еще и обеспечивают дополнительное охлаждение масла.

9. Электронное Управление АКПП

Рынок тюнинга электронного управления АКПП, в отличии от чип-тюнинга двигателя, представлен не так широко. На этом поприще пытаются добиться успеха в основном небольшие группы или отдельные энтузиасты. Либо серьезные спортивные команды, которые держат свои успехи в секрете.

Проще подвергаются тюнингу старые системы управления, сложнее современные. При тюнинге электронного управления, корректируются карты оборотов переключения передач, время их переключения, работа блокировки трансформатора. Как правило все эти изменения происходят за счет ухудшения комфортности переключений, появления ударов и рывков, что снижает ресурс коробки.

Детали и комплекты для тюнига АКПП в подавляющем большинстве производятся в США и соответственно в большинстве для автоматов американского производства. Для этих коробок производиться весь самый широкий спектр тюнинга, как для обычной эксплуатации, так и для самых жестких условий спорта. Для АКПП других производителей, к сожалению, в основном производятся только ремкоплекты для устранения различных неисправностей, да и то теми же американскими производителями.

Сами азиатские и европейские производители АКПП никакого интереса к тюнингу АКПП почему-то не проявляют. Видимо они подходят к ремонту АКПП только методом агрегатной замены. Или я, может, чего не знаю.

Кулдов Михаил
Автоматические трансмиссии. 2013г.