Особенности ремонта КПП Toyota «MULTIMODE»

В 2006 году Toyota Motor Corporation (TMC) стала устанавливать на свои автомобили Corolla 10-го поколения и ее модификацию Auris (ZZE150 ZRE151,152 NDE150 ADE150,157), а так же другие модели на их платформе, роботизированные коробки переменных передач модели «MULTIMODE» С50А и С53А. Данная модель представляет собой обычную механическую КПП стандартной конструкции, оснащенную электроприводами сцепления, выбора и переключения передач (Рис.1).

Переключатель передач
Рис. 1. Расположение компонентов на РКПП «MULTIMODE».

По истечении достаточно небольшого срока эксплуатации в работе данной РКПП стали возникать спорадические отказы в движении с аварийным переходом в нейтраль и фиксированием ошибки Р0810. Согласно программе TechDoc V1.0 от TMC эта ошибка возникает при следующих условиях Рис 2.

Ошибка P-0810
Рис. 2. Условия возникновения ошибки Р0810.

Как видно, что обозначенные условия возникновения ошибки достаточно обширны и не позволяют в должной мере конкретизировать место возникновения неисправности. В попытках устранения этой проблемы ТМС неоднократно модернизировала блоки управления РКПП, изменяя ПО, модернизировала электродвигатель актюатора сцепления, а также саму корзину сцепления. Данные для сервисной замены этих деталей и процедуры ремонта указаны в соответствующем сервисном бюллетене ТМС CP-0026T-0110-EN от 18.01.10 (Рис. 3).

Сервисный бюллетень
Рис. 3. Первая страница 22-страничного сервисного бюллетеня CP-0026T-0110-EN.

Таким образом, по последним документам, при возникновении ошибки Р0810 ТМС требует поменять все модернизированные детали (Рис 4).

Номера деталей
Рис. 4. Номера заменяемых деталей.

Стоимость этих деталей достаточно велика и в сумме составляет около 1600 долларов США, плюс стоимость их замены . Это достаточно накладно для владельцев данных автомобилей, учитывая их стоимость на вторичном рынке. Но, кроме того, были выявлены повторные отказы РКПП с возникновением кода Р0810 через достаточно небольшое время после замены всех указанных деталей. Впоследствии, оставив безуспешные попытки заставить надежно работать данную РКПП, ТМС снял ее с производства в 2010г, вернувшись к установке проверенного гидромеханического автомата U341Е, устанавливаемого на модели Corolla еще 9-го поколения до 2006г.

В связи с частыми обращениями владельцев автомобилей Corolla и Auris с жалобами на бессистемные отказы РКПП, в частности с возникновением ошибки Р0810, на базе нашего автосервиса был проведен тщательный анализ проблемы. В результате было выявлено следующее: в сохраненных параметрах на момент возникновения ошибки, в строках «Clutch Current Reg» и «Clutch Current MMT» в подавляющем числе случаев, можно увидеть, что потребляемый актюатором сцепления ток превышает 22А (Рис.5).

Данные ошибки
Рис.5. Текущие данные в момент возникновения ошибки

Это значит, что основной причиной выхода в аварийный режим по ошибке P0810 является затрудненное движение системы выжима сцепления и, соответственно, электрические неисправности можно игнорировать. Поэтому рассматривать будем только возможные проблемные места в механической системе выжима сцепления и пути их решения.

Первое, это сам актюатор сцепления, в нем часто бывают изношены втулки, червяк, сектор и подшипники. Тут можно купить новый актюатор, что довольно недешево или отремонтировать старый, что значительно дешевле. Выбор за Вами.

Второе, это корзина сцепления. Тут вариантов нет, только новая. Но в последнее время появился недорогой вариант, напрямую от производителя коробки, Aisin KT-316A, поэтому переплачивать за логотип Toyota больше не нужно.

Третье, данная РКПП имеет направляющую выжимного подшипника, сделанную из алюминиевого сплава заодно с корпусом коробки (Рис.6).

Направляющая

Данный сплав имеет довольно мягкую структуру поверхности, что вызывает достаточно быстрый ее износ, кроме этого материал с направляющей со временем наволакивался на пластмассовую втулку выжимного подшипника в местах контакта с направляющей (Рис.7).

Подшипник
Рис. 7. Выжимной подшипник

В результате возникает пара трения «алюминий-алюминий», что, в дополнение, в условиях отсутствия смазки (требование ТМС CP-0026T-0110-EN стр. 18) вызывало спорадические заедания выжимного подшипника на направляющей, и как следствие, возрастания потребляемого тока электродвигателем актюатора сцепления свыше 22А, что соответственно приводило к возникновению ошибки Р0810 и аварийному переходу РКПП в нейтраль. Как показала практика, удаление наволакивания алюминия с втулки подшипника и устранения износа направляющей устраняло проблему на недостаточно долгий срок. Поэтому, было опробовано решение модернизировать данный узел установкой металлической направляющей, как это сделано на подавляющем большинстве РКПП и МКПП и не имеющим проблем с этим узлом (Рис 8).

Схема
Рис. 8. Схема установки металлической направляющей

Этот вариант решения проблемы был опробован на многих автомобилях и принес хорошие результаты. Таким образом особенностью этой РКПП является отсутствие однозначности решения по ошибке Р0810.

Но, тем, не менее, если у Вас возникли проблемы с данной РКПП, звоните +7 (922)995 5554! Пишите!. Поможем!